Версия для слабовидящих

Волков Василий Петрович - так началась блокада

Волков Василий Петрович - так началась блокада

Так началась блокада

27 января 1944 года снята блокада Ленинграда. Годом ранее, 18 января 1943-го, осуществлен ее прорыв. Накануне этих дат мы встретились с Василием Петровичем Волковым, в то время - студентом ленинградского железнодорожного училища, который стал свидетелем первых месяцев блокады.

- В 1940 году я окончил 7 классов в деревне Малышкино Смоленской области. В колхозе тогда было очень тяжело. Отец уехал работать в Ленинград на Бадаевские склады. А я выбрал железнодорожное училище, потому что оно обеспечивало своих студентов бесплатной формой и питанием. Через год ребята с нашего курса уже были токарями, - рассказывает В. П. Волков.

С началом войны студентов перебросили на танковый завод №74 им. Ворошилова.

- Завод начали эвакуировать. Мы разбивали бетонные основания, на которых были установлены станки. Их грузили на железнодорожные платформы и вывозили в Сибирь. Потом нас отправили рыть окопы и противотанковые рвы. До сентября немцы Ленинград не бомбили. А когда окружили, начали бомбить.

Василий Петрович навсегда запомнил тот солнечный сентябрьский вечер, когда ясное небо Ленинграда заслонили фашистские бомбардировщики. Зажигательными бомбами были уничтожены склады им. Бадаева, вследствие чего город лишился значительной части продовольственных запасов.

- Мы потом ходили на это место, собирали горелый сахар. После этого дня город стали бомбить регулярно. Не только зажигалками, но и большими фугасными бомбами – громили мосты, дома, заводы. Ночью бомбили, а днем били снарядами из дальнобойных орудий по Невскому, да и почти по всем улицам.

Когда начинался обстрел, по радио жителей просили держаться правой стороны улицы – так считалось безопаснее. Во время воздушной тревоги трамваи останавливались, и пассажиры бежали прятаться в ближайший подвал.

- Помню, как вечерами группы по 6 солдат выносили аэростаты заграждения. Они вынуждали бомбардировщиков летать на больших высотах и затрудняли прицельное бомбометание.

В декабре 1941 г. токарей завода начали готовить к эвакуации. Несколько раз вылет отменяли из-за погодных условий или появления фашистских истребителей.

- На другом берегу Ладоги, как только мы вышли из «кукурузника», в него тут же погрузили мешки с мукой. Но разве этим можно такой город прокормить? В то время ленинградцы получали минимальную норму хлеба: рабочие 250 г, остальные 125 г.

Отец В. П. Волкова скончался в Ленинграде в феврале 1942 года. Матери и сестренкам, оставшимся в Смоленщине, можно сказать, повезло. Немцы, перед тем как уничтожить их деревню, предупредили: «Матка, уходи, сейчас будем поджигать». А в соседнем Максимове живых не осталось. На огромном камне среди чистого поля выгравированы имена тех, кого фашисты, собрав вместе в одном из домов, сожгли заживо.

В Омске эвакуированных рабочих подселили к местным жителям. Спали на полу, не раздеваясь, подложив под голову чемоданчики. В заводской столовой получали обед. Обычно это были щи из мороженой капусты, рыбная котлета и 200 г хлеба. Еще 500 г хлеба давали по талону в булочной, но домой ребята их не доносили – съедали по дороге.

- Завод быстро восстановил выпуск танков Т-34. В первое время я выполнял операцию на одном станке, потом освоил второй, третий. Работали по 12-18 часов в сутки. Сначала очень голодно было, мы хотели на фронт попасть, надеялись, что там кормят лучше. Но военком сказал, что солдат хватает, а танков – нет. Если уйдем с завода, по закону военного времени осудят за дезертирство.

Солнечным утром 9 мая 1945 года заводской звонок гудел, не переставая. Люди обнимались, целовались, плакали.

- После войны завод остался в Омске, а рабочих, которые пытались вернуться в Ленинград, под конвоем доставляли обратно. Я, в надежде обрести свободу выбора, пошел учиться в вечернюю школу. Затем в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта, потому что он обеспечивал студентов питанием и формой. После окончания меня направили на сортировочную станцию в Омск, где я со временем стал старшим помощником начальника станции.

Гостя у сестры, жившей в Щербинке, Василий Петрович познакомился со своей будущей супругой Еленой Васильевной. В 1963 году они поженились, и В. П. Волков перевелся во ВНИИЖТ, в системе которого проработал более тридцати лет.

14 января Василий Петрович отметил свое 90-летие. За праздничным столом собрались его друзья, сослуживцы и самые близкие люди – дочь Ирина и внук Михаил. Письмо от Президента РФ и памятный сервиз юбиляру вручил глава администрации г. о. Щербинка Александр Кононов и сотрудники Управления социальной защиты.

 

Елена Карасева




Назад в раздел