Тимофеева Лидия Гавриловна - Отправлять и встречать поезда
В довоенное время с платформы Подольск в разные уголки нашей страны отправлялись поезда с продукцией местных заводов. С началом Великой Отечественной характер грузов изменился. Теперь с платформы везли на фронт военную технику и провожали солдат.
Своими воспоминаниями о страшных переменах поделилась Лидия Гавриловна Тимофеева, в то время служившая в товарной конторе при железнодорожной станции Подольск.
О том, что началась война, Лидия услышала по радио.
- Мне был двадцать один год. Я тогда понятия не имела, что такое война. А когда начали бомбить, стало страшно. Особенно сильно бомбили Подольский механический завод. До войны он выпускал швейные машинки «Зингер», а теперь перешел на выпуск военной продукции.
В деревне Фенино Серпуховского района, где жила Лидия, по ночам было не возможно спать.
- С одиннадцати часов вечера – хоть караул кричи. Летят, гудят, как черные тараканы. Тяжелые, нагруженные. В девяти километрах от нас бомбили фабрику «Пролетарка», где делали сукно для солдат. Одна бомба попала в соседский дом, там семья как сидела вечером за столом, так и не стало ее. В нашем доме только крышу разрешетило.
Подольский машиностроительный завод им. Орджоникидзе, продукцию которого отправляла в рейс Лидия Тимофеева, в октябре 1941 был эвакуирован в Свердловск. С начала войны он выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2. В военные годы Лидии пришлось отправлять в товарных вагонах и другие грузы - живых солдат.
- На фронт отправляли живых-здоровых, а с фронта принимали раненых. Выгружать их надо было очень быстро. Кто сам выходил, кого выносили. Но все, с кем мне приходилось сталкиваться, были живы. К вагону подавали машины, которые развозили раненых по больницам. Мест не хватало. Временно под госпиталь были оборудованы пехотное училище и дом культуры имени Лепсе.
В 1944 году Лидию Гавриловну перевели работать в Москву. В составе спецгруппы она занималась подготовкой в рейс товарных вагонов.
- Промывали их, оборудовали, доски настилали, ставили печки, делали закладки. На какую станцию нужно было, на ту и отправляли. Одна сотрудница маршрут перепутала, не туда эшелон отправила. Ей срок дали – семь лет.
О победе девушка услышала по радио.
- Вечером мы с подругами пошли на Красную площадь. Народу – ни пройти, ни проехать. Машины еле ползли, с них свешивались люди, и все обнимались. Столько радости было –словами не передать.
В Московско- курском отделении Московской железной дороги Лидия Гавриловна проработала тридцать семь лет, и еще десять - в Щербинке в котельной. Работала с энтузиазмом, не раз получая благодарности от руководства. Бабушка, детство которой прошло в бедной многодетной семье, гордится тем, что в жизни всего добилась своим трудом.
Особенно этот труд был важен в те голодные, суровые военные годы, когда на счету был каждый способный работать человек. Благодаря самоотверженному труду таких людей, как Лидия Гавриловна, обеспечивалось транспортное сообщение столицы с самыми удаленными частями нашей страны. А без единства страны немыслима была бы и сама победа.
Назад в раздел