Версия для слабовидящих

Главная / Навстречу 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / Сиваев Андрей Карпович - Стойкости учился на войне

Сиваев Андрей Карпович - Стойкости учился на войне

Следующей весной наша страна отметит 70-тилетие со дня окончания самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. В преддверии этой великой даты мы расскажем о жителях г. о. Щербинка, ковавших победу на полях сражений.

28 августа исполнился 91 год участнику ВОВ Андрею Карповичу Сиваеву. А тогда, июне 1941 года, будущему защитнику Москвы, кавалеру орденов Красной звезды и Великой Отечественной войны II степени, обладателю медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», не было и восемнадцати.

- В 1941 году я учился на третьем курсе текстильного техникума, - вспоминает ветеран. - Летом нас отправили на практику под Тамбов. В воскресенье, 22 июня, мы мирно отдыхали и ничего не знали, ведь радио в то время было редкостью. О начале войны мне сказал мастер цеха только в понедельник, 23 июня около полудня. Взрослые женщины и мужчины плакали, а я не воспринял тогда этого известия всерьез.

Однако, с первых дней военные будни стали непростым испытанием для Андрея Сиваева и его товарищей:

- Около тысячи километров нам пришлось пройти пешком, без еды и воды. Где чего найдем по огородам, по полям – то и съедим. Прибыли мы в Клинцы еле живые, устали, голодные, замерзшие. На завтра всех собрали, построили в колонны, выделили командира колонны, комиссара и пошли опять под Тамбов. Там немцы уже бомбили военные лагеря.

На станции Рада в двенадцати километрах от Тамбова солдат погрузили в поезда и отправили под Москву. Так попал Андрей в самое пекло, на передовую. Сегодня, вспоминая те страшные годы, ветеран утверждает, что страха не было, но и веры в завтрашний день тоже:

- На передовой в пехоте долго не прослужишь. Два – три хороших боя и все: или ранят, или убьют. Солдатам выдавали винтовки, мне достался пулемет Дегтярева. Дали патроны, по 4 гранаты, лопаточки саперные. Сказали, здесь вражеские танки пройдут. Приказали окопаться до горлышка, в полный рост. Кто не окопается – расстреляют. А земля на два метра промерзла. Я лопаточкой этой несколько раз стукнул, рукоятка и отлетела.

Семнадцати- восемнадцатилетние ребята стреляли по танкам из винтовок и пулеметов, бросали гранаты, но ни одного танка остановить не смогли. Тяжелые машины прошли дальше, где их уничтожила находившаяся в засаде артиллерия. Спустя почти семьдесят лет свой первый бой ветеран помнит до мельчайших подробностей:

- За танками мотоциклисты немецкие ехали, стреляли. Я вижу, что очередь сейчас меня прошьет. Прижался к земле, а шинель моя промерзла, барабаном стоит – не сгибается. И шинель мою очередь прошила… Смотрю, очередной мотоциклист разворачивает на меня пулемет, я его опередил – дал очередь. И у меня впечатление было, что и рука у него отвалилась и голова набок. Следующий мотоциклист в него врезался, я и его застрелил. Третий хотел объехать – и этого сбили. И так мы перестреляли весь немецкий батальон.

Наградой после первого боя стала захваченная у врагов полевая кухня.

- Помню, была в ней целая свинья с горохом. Мы сначала боялись есть, думали, вдруг отравлена. Но все равно съели, очень уж было голодно. И ничего, обошлось.

Так, на подступах к столице, началась военная служба Андрея Карповича. В 1943 году он был десантирован в Новороссийск. В боях был дважды ранен и контужен. О том, что закончилась война, узнал в госпитале, в Баку.

После победы Андрей Сиваев поступил в Кронштадтское техническое военное училище. Впереди студента-отличника ждала блестящая военная карьера. Но судьба распорядилась иначе.

-Меня планировали направить под Ригу на испытательный полигон. Но коллега, который вез эти бумаги на подпись в Москву, вместо меня записал своего земляка. А я попал служить на Северный флот, в очень суровые погодные и бытовые условия.

Шестнадцать лет семья Сиваевых провела на севере. Было тяжело, но Андрей Карпович о прожитом не жалеет. В его биографии немало памятных встреч: в 1963 году с Фиделем Кастро в Мурманске, позже - с Никитой Хрущевым.

Сегодня о войне ветеран вспоминает редко, а вот служба на флоте снится часто. Ни тяжелые военные годы, ни сложные условия жизни на крайнем севере не разучили этого человека любить жизнь во всех ее проявлениях и радоваться каждому дню.

 

Елена Карасева




Назад в раздел